Порядок организации проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение
Порядок организации проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение

Чем урегулирован порядок организации проведения публичного мероприятия?

Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Механизм реализации ст. 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определен порядок организации и проведения публичных мероприятий. Вопросы реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений названного Федерального закона урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) и подзаконными нормативными правовыми актами

 

Каков порядок организации митинга?

Права и обязанности организатора публичного мероприятия определены ст. 5, а права его участников ст.6 вышеназванного Федерального закона. 

Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения. Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица,  привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан  подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.

Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.

В зависимости от места проведения уведомление подаётся в администрацию муниципального образования либо в уполномоченный республиканский орган -если мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти республики либо в местах историко-архитектурного, административного центра г. Якутска. Таким уполномоченным органом является Министерство по развитию институтов гражданского общества.

Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

 

Где организаторы публичных мероприятий вправе их проводить?

В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона приказом Госкомюстиции РС(Я) от 16.04.2013 N 066-П (ред. от 03.03.2014) в Республике Саха (Якутия) определены единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Так, например, в Городском округе "город Якутск" РС(Я) таким местом является Сквер им. Карла Маркса, улица Пояркова, в г. Нерюнгри - парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева и площадь около памятника "Мемориал Славы", пр. Карла Маркса и т.д.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Федерального закона после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

 

Вправе ли органы власти отказать в проведении публичного мероприятия?

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона:

- если уведомление о его проведении подано лицом, которое по закону не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо

- если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона проведение публичного мероприятия запрещается: на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; на  территориях, непосредственно ,прилегающих к зданиям судов, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.д.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) "О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" дополнительно к местам, установленным Федеральным законом проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий запрещается в следующих местах: здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения, располагаются медицинские, образовательные организации, организации социального обслуживания; детские и спортивные площадки;  спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; объекты жизнеобеспечения; остановки маршрутных транспортных средств; территории, непосредственно прилегающие к указанным выше объектам, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Согласно пдп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

 

Что делать, если организаторы не согласны с отказом органов власти в проведении публичного мероприятия, считают его незаконным?

В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню  проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной или нерабочий праздничный день, такие дела рассматриваются и в выходной и нерабочий праздничный день, если не могли быть рассмотрены ранее.

 

Какую ответственность несут организаторы и участники публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий?

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии  (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30  тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10  суток; на должностных лиц – штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - до 200 тысяч рублей.

Названная статья также предусматривает более жёсткие санкции в случае, если правонарушение повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения) (ч.3), либо вред здоровью человека или имуществу (ч.4) и т.д.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков,  оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а  также за призывы к участию в них  (ст. 212)  Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

Эту новость прочитали 132 нерюнгринца.
Источник
Другие новости организаций