НЕРЮНГРИ
В Нерюнгри открылся "домашний" музей Высоцкого
18.02.2019
В Нерюнгри открылся "домашний" музей Высоцкого

В Нерюнгри появился еще один музей. Его отличие от других музеев в том, что он находится прямо дома у своего создателя, занимая целую комнату в обычной нерюнгринской квартире. Организатором музея памяти великого поэта и актера Владимира Высоцкого (1938–1980) стал известный нерюнгринский бард, поэт, певец, писатель, спортивный тренер Денис Плиев.



[ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ]

Время всегда ставит всё на место, давая объективные и окончательные оценки всем творческим и культурным явлениям. Во время своей жизни упорно запрещаемый или, как минимум, не популяризируемый властями, Владимир Высоцкий теперь считается неоспоримым литературным классиком, «Пушкиным ХХ века». Некоторые его стихотворения теперь изучают даже школьники.

При жизни Владимир Высоцкий был известен в первую очередь как бард. Несмотря на жесткую цензуру, его песни расходилась по стране, благодаря магнитофонным записям. Уже при жизни Высоцкий был самым известным и популярным автором-исполнителем в стране. Он стал первым по-настоящему народным артистом страны, хотя официально это звание получил только через несколько дней смерти.

Его работы в кино тоже были известны, хотя меньше песен. Исключением стали фильмы «Место встречи изменить нельзя», где его Глеб Жеглов развернулся во всю мощь актерского таланта своего создателя. И еще «Вертикаль», оставшуюся в народной памяти, благодаря прекрасным песням из этого кинофильма.

После смерти Высоцкого, когда начали издаваться не только его пластинки, но и его книги, он был открыт многими соотечественниками как глубокий и гениальный поэт. Оказалось, что далеко не все свои стихи он пропел со сцены. Многие произведения остались в форме стихов, что сделало Высоцкого в глазах поклонников не только певцом и актером, но в первую очередь поэтом и писателем. Вместе со стихами были открыты также его прозаические произведения.



[ПАМЯТЬ О ПОЭТЕ]

То, что Денис Плиев серьезно и основательно увлекается творчеством Высоцкого, известно давно. Несколько лет назад в Нерюнгринской городской библиотеке проходила презентация прозаического сборника Дениса Плиева «В моей душе покоя нет!». В тот день он подарил библиотеке три своих произведения: очерк-эссе о Владимире Высоцком «Человек, растворившийся в сердцах миллионов», мистические рассказы «Исчезнувшие во времени» и мини-рассказы.

Еще больше у Дениса Плиева стихов о Высоцком и посвященных Высоцкому. На концертах в Нерюнгри часто звучит песня «Нерв» на стихи и музыку Дениса Плиева. Хорошо известно стихотворение Дениса Плиева «Смерть поэта»:

«Так больно и так страшно уходить.

Осознавая всё, что не успел ты.

Всё кончено. Смерть не предотвратить.

Остатки фраз. Бесценные куплеты».

Постоянные посетители литературно-музыкальной гостиной «Встреча», которую возглавляет Татьяна Знаменщикова, не раз слышали в исполнении Дениса Плиева песни Высоцкого «Моя цыганская», «Купола», песню на стихи Бориса Пастернака «Гул затих, я вышел на подмостки…», которую Владимир Высоцкий исполнял в спектакле «Гамлет» и многие другие.

Денис Плиев – представитель первого поколения коренных жителей молодого города Нерюнгри, строить который в конце 70-х годов собрались представители всех республик Советского Союза. В 1976 году в только что появившийся на карте город приехал его отец, вскоре после этого – мать и старшая сестра Елена. Отец работал водителем, мама - медсестрой в больнице. А 1 февраля 1979 года в так называемом «старом городе» родился Денис. «Мы жили в четвертом микрорайоне, у самой реки. Балки тогда росли как грибы, за ночь возводили по два балка», – рассказывал о своем детстве в Нерюнгри Денис Плиев.



[ИСТОРИЯ В ПРЕДМЕТАХ]

С детства Денис Плиев был поклонником Владимира Семеновича Высоцкого. После смерти поэта в 1980 году, и особенно с началом перестройки плотину умолчания прорвало, Высоцкий стал хорошо известен и еще более популярен, чем при жизни (хотя такое представлялось вряд ли возможным). Поэтому предметы и артефакты, связанные с жизнью и творчеством поэта, Денис Плиев начал собирать едва ли не в детстве.

Сначала это было просто коллекцией, а когда предметов стало достаточно много, появилась идея организовать из этого собрания музей, который можно было бы показывать людям, интересующимся историей нашей страны и местом в ней поэта, певца и актера.

«Идея музея у меня была давно, было много предметов, но не было общей концепции – как должен выглядеть этот музей, - рассказывает Денис Плиев. - Два года назад в этой комнате ничего еще не было. Я полностью поменял освещение, начал работать над первой стеной. Появилась идея оформить все стены в комнаты в красном кирпиче – это такой вариант Театра на Таганке, где работал и творил Владимир Высоцкий. Первый вариант музея я готовил к своему творческому вечеру, который состоялся в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина 28 октября. Тогда приходили операторы нерюнгринской телестудии, сняли мой музей, каким он был в первоначальном виде. Потом сделанный ребятами (спасибо, Аял и Александр) небольшой ролик показали по телеканалу «Якутия 24». В этот момент я загорелся идеей сделать музей-комнату, которая полностью соответствовала бы эпохе Высоцкого – 70-х годов ХХ века. И потом примерно два месяца работал над оформлением. Экспонаты к тому времени уже были, надо было их правильно разместить».

Получилось очень красиво и интересно. Здесь Денису пришлось поработать не только как знатоку и собирателю, но и как художнику и фотографу.

Неброское, лаконичное освещение. Оформление стен в «красном кирпиче» действительно напоминает всемирно известный (благодаря, в том числе, Высоцкому) Театр на Таганке. Экспонаты, размещенные на стенах, выстроены каскадом. Это фотографии, настоящие пластинки, диски, рисунки. Книги Высоцкого и о Высоцком - на полках и на столах, видеокассеты. Целый уголок – звуковой. Здесь микрофон, выставленный точно под рост Высоцкого, бобинный магнитофон (именно на таких распространялись «из рук в руки» записи Высоцкого). На заднем плане – фото его легендарного «Мерседеса». Такой в Советском Союзе был только у Брежнева и Высоцкого. Серебристо-голубое чудо с номером 71-76 поэт пригнал из Германии в 1975 году, и, поскольку таких машин больше не было, его знали все ГАИшники Москвы.


[ЭКПОНАТЫ МУЗЕЯ]

Самая ранняя фотография Высоцкого в этом музее датируется 1953 годом. 8 марта 1953 года восьмиклассник Володя Высоцкий, пройдя мимо гроба с телом покойного Сталина, вернулся домой и написал стихотворение «Моя клятва». Сохранилось оно (как и эта фотография) благодаря тому, что мама Володи Нина Максимовна напечатала его в стенгазете учреждения, где она работала.

С этого стихотворения начиналось творчество Высоцкого. А недалеко, на той же стене музея Дениса Плиева - как завершающий итог жизни – объемное фото с посмертной маской поэта и его рука, снятые в роковой день 25 июля 1980 года.

«У меня была простая фотография посмертной маски, но я стремился придать ей объем. Пришлось поработать в компьютерных программах, придать изображению объем и эффект живых глаз. Результат вы видите – по-моему, получилось», – рассказывает Денис Плиев.

Между посмертной маской и рукой – еще один уникальный экспонат тех дней. Как известно, в Театре на Таганке Высоцкий был единственным (без замен) исполнителем Гамлета. Последний его выход на сцену в образе принца датского состоялся за неделю до смерти — 18 июля 1980 года, предпоследний — 13 июля. Следующий спектакль был назначен на 27 июля. Но 25 июля Владимира Семеновича не стало. Спектакль 27 июля был отменен, зрителям предложили вернуть билеты в кассу. И тут случилось невероятное: ни один человек не сдал в кассы неиспользованные билеты и не потребовал возврата денег! Билеты, ставшие реликвией, оказались дороже денег. Так был популярен Высоцкий!

Два настоящих билета на этот спектакль - партер, 5-й ряд, места 19 и 20, цена – 1 рубль 80 копеек – теперь хранятся в Нерюнгри, в музее Дениса Плиева.

В музее есть фотографии, связанные с театральными работами Высоцкого. Здесь не только «Гамлет», но и «Антимиры» по Вознесенскому, «Хлопуша» по Есенину, Высоцкий в роли Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» и другие.

На другой фотографии – лучший друг Высоцкого, художник и скульптор Михаил Шемякин. Концерт в подмосковном Калининграде 1980 года, незадолго до смерти. Много газет с публикациями о Высоцком. Практически все изданные книги - самого поэта, и книги о нем, его жизни и творчестве. Одной из самых ценных книг Денис Плиев считает сборник Валерия Перевозчикова, состоящий из двух работ. Валерий Перевозчиков - один из самых известных «высоцковедов», автор книг «Факты его биографии», «Возвращение к Высоцкому», «Правда смертного часа. Посмертная судьба», «Неизвестный Высоцкий» и других.

Вообще, здесь немало интересных экспонатов. Письменный стол – точно такой же, каким был рабочий стол дома у Высоцкого (известно по фотографиям). На нем стоят часы, остановившиеся в 3.40 ночи – время смерти Высоцкого. Ламповый приемник «Эстония» 1974 года выпуска – в рабочем состоянии. На таких приемниках, одновременно выполнявших роль проигрывателя, мы и слушали первые пластинки Высоцкого.


Копия автографа Владимира Высоцкого – собственноручно написанное стихотворение «Кони привередливые». В отличие от большинства гениев, почерк у Владимира Семеновича был вполне разборчивым. Интересно, что в своем стихотворении он предусмотрел несколько вариантов отдельных строк.

Портреты Высоцкого с его музой и женой в последние двенадцать лет жизни - Мариной Влади, видеокассеты с пожизненными записями Высоцкого, с телепередачами о нем, интервью с его мамой Ниной Максимовной, календари и монеты 1980 года (поэт ушел из жизни в дни, когда в Москве шла Олимпиада) и многое другое, что может рассказать нам о жизни, эпохе и творчестве Владимира Высоцкого.



[МОРЕ КЛАССИКА]

Классика – это море, из которого каждый человек черпает столько, сколько в силах унести. Так же черпают молодые поэты, певцы и барды из творчества Высоцкого, который писал и лирические, и военные, и спортивные, и юмористические, и философские, и детские песни.

Но чтобы черпать из классики, надо что-то знать о ней. Домашний музей, который создал Денис Плиев, несет огромную познавательную функцию. Тем более, что его хозяин может многое рассказать и о самом Высоцком, жизнью и творчеством которого интересуется с детства, и о каждом экспонате.

Конечно, нерюнгринский музей Владимира Высоцкого, несмотря на его достаточную наполненность и объемность, сегодня еще только в начале пути. Коллекция Дениса Плиева пополняется, благодаря друзьям, родственникам, соратникам, которые знают о его увлечении. «Друзья в курсе, что я загорелся этой идеей, что я люблю Высоцкого и его творчество. Например, приемник подарил мой друг. «Эстонию» 1974 года нашли в сарае, приемник рабочий, и он помогает воссоздать эпоху Владимира Семеновича. Конечно, есть место для новых экспонатов, есть надежды на расширение музея. В любом случае, я не ставлю точку и буду рад любому подарку в музей, связанный с именем Владимира Семеновича Высоцкого», – говорит создатель музея Денис Плиев.


Олег СОЛОДУХИН.
г. Нерюнгри
Фото автора



[Справка:]

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

Как поэт Высоцкий реализовал себя, прежде всего, в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям.

Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).

За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем 25 фильмах. Сыграл роли подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и других.

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. До 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами.

Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству.

Фотогалерея
Эту новость прочитали 1687 нерюнгринцев.
Источник